Совершенствование речи ведется по 3-м основным направлениям:
1. Дыхание
1.1 Глубокий, энергичный, короткий вдох, в основном через нос, направленный в нижние доли лёгких;
1.2 Равномерный, активный выдох;
1.3 Организованный выдох, "фокусировку" его на кончиках чуть собранных (как бы для свиста) губ.

2. Голос
1.1 Освобождение дыхательных путей, создание наилучших условий для свободного звучания. Для этого необходимо снять излишнее мышечное напряжение в области гортани, где расположены голосовые связки, и плечевого пояса.
2.2 Поиски естественного свободного природного голоса. Такого звучания, которое является для тебя максимально органичным, возникает легко, без всяких мышечных усилий.

3. Дикция

Важно помнить, что тренировки дожны вестись ежедневно, минимум - полчаса в день! Если заниматься время от времени, то эффекта это не даст практически никакого. Поэтому, если ты решил изменить изменить свой голос, то включи в свое расписание регулярные занятия.

Тренироваться нужно по следующей схеме. Сначала подготавливается дыхание, потом убираются мышечные зажимы голосового аппарата, за этим следует цикл упражнений на развитие голоса. После этого идет разминка артикуляционного аппарата, затем - упражнения на тренировку дикции.

Подготовка дыхания

Упражнение №1 ("Свеча")
1. Представь, что перед тобой свеча огромного размера с большим пламенем. Его надо погасить. Сделай вдох, задержи на секунду дыхание, потом дунь "на свечу". Не погасло? Дунь еще раз, еще. Если положить ладонь на живот, то во время выдоха можно ощутить активные движения диафрагмы и нижнебрюшных мышц, при этом живот втягивается.
2. Медленно, ровно дуй "на пламя", но не с целью погасить, а всего лишь отклонить пламя и держать его в отклоненном состоянии как можно дольше. Ладонью ты почувствуешь, как медленно и ровно подтягивается низ живота, т.е. сокращаются нижнебрюшные мышцы. Это упражнение тренирует медленный, ровный выдох.
3. Перед тобой 3, 4, ... 15 воображаемых свечей. Потуши каждую свечу в отдельности. Объем вдоха не увеличивай. При выдохе ты почувствуешь ладонью ритмичные, прерывистые, активные движения диафрагмы.

Упражнение №2
Встань прямо, подними плечи вверх, отведи их назад, набери воздуха, плечи опусти, тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги, подбородок составляет прямой угол с шеей, нет мускульной напряженности; на счет раз -- два сделай вдох, на счет три -- четыре -- пять -- шесть -- выдох. Следи за движениями диафрагмы. Упражнение можно соединить с движениями рук. Руки в стороны -- вдох, вперед -- выдох. Поднять над головой -- вдох, вперед -- выдох. Поднять над головой -- вдох, опустить по бокам -- выдох.

Каждый раз увеличивай время выдоха.

Упражнение №3
Встань прямо, руки вдоль туловища. На звуке [п-фффф] выдохни воздух, после чего рефлекторно происходит вдох (живот при этом выдвигается вперед). Теперь на выдохе произнеси звук [с] прерывисто и медленно, как бы толчками выбрасывая звук [сссс-сссс-сссс...]. Снова сделай вдох и на выдохе тяни звук [с]. Проделай это упражнение 5 раз, а через несколько дней доведи до 10 раз.

Подготовка голосового аппарата

Упражнения на расслабление мышц
Встань прямо, вытяни руки перед собой, собери пальцы в кулак, напряги пальцы, а также предплечья и плечи (у тебя сильные, крепкие руки, ваши мышцы сильно напряжены). Через 3-4 секунды расслабься: руки свободно падают, совершая маятникообразные движения.
Сядь на стул: напряги ноги и пальцы ног, сильно упираясь ими в пол или стенку. Через 3-4 секунды расслабься.
Подними вверх брови, напряги их (выражение крайнего удивления), потом расслабься, опусти брови.
Крепко зажмурься. Затем через 3-4 секунды расслабься, веки могут быть прикрыты.
Крепко сожми челюсти и губы, через 3-4 секунды расслабь их.
Наклони голову вперед -- назад, вправо -- влево: круговые движения головой вправо -- влево. Все движения выполняются при максимально расслабленной шее, спокойно, медленно.

Вибрационный массаж

Человек пользуется двумя резонаторными системами: верхней, в которую входит черепная коробка, полости носа и рта, и нижней -- грудная полость.

Для "включения" в работу резонаторов используется вибрационный массаж (самомассаж).

Делается энергичным постукиванием кончиками пальцев по телу и лицу. Тем самым активизируется работа нервных окончаний, заложенных в глубине кожного покрова, расширяются кровеносные сосуды, оказывая благотворное влияние на нервную и другие системы организма, улучшая тонус мышц и всего тела.

Во время проведения такого массажа включается верхняя резонаторная система, которая передает голосу полетность, и нижняя резонаторская система, дающая тембральную окраску голоса.

Техника вибрационного массажа:

Стоя или сидя энергично постукивай пальцами обеих рук:
по лбу с произнесением звука [м] (мычание);
по крыльям носа с произнесением звука [м];
по верхней губе с произнесением звука [в];
по нижней губе с произнесением звука [з];
по верхней части груди с произнесением звука [ж];
по нижним боковым частям грудной клетки справа и слева с произнесением звука [м];
по спине справа и слева, сзади в области поясницы и по направлению к лопаткам с произнесением звука [м].

После вибрационного массажа надо сделать 5-10 спокойных вдохов и выдохов и перейти к голосовым упражнениям.

Голосовые упражнения.

Упражнение № 1. "Стон"

Вообрази, что у тебя болит горло, или голова, или просто ощущается усталость.

Губы слегка сомкнуты, мышцы шеи, плеч, рук свободные. Ты на звуке [м] тихо стонешь.

Почувствуй вибрацию на губах, носоглоточной области, в твердом небе, в головном резонаторе. Не завышай и не занижай звук! Отыскивай свой "центр" голоса (тон, на котором особенно ровно и свободно звучит голос). Затем произносим звукосочетания:

[ма -- мо -- му -- мэ -- ми -- мы]

[ мам -- мом -- мум -- мэм -мим -- мым]...

Долго и протяжно тянит звук [м], после чего слитно как одно слово, произнеси на "стоне" фразу: "мам, меду нам". При произнесении фразы сливай слова в одну непрерывную линию звучания: маммедунам.

А теперь произнеси во время "стона" слоги с другими сонорными:

[ллламм-ллломм-ллумм-ллэмм-ллимм-ллымм]

[ннамм-нномм-ннумм-ннэмм-ннимм-ннымм]

[ррамм-рромм-ррумм-ррэмм-рримм-ррымм]

Произноси гласные мягко. Рот открывается свободно на гласных звуках и сейчас же закрывается для "стона" на сонорных согласных.

Упражнение № 2. "Гудок"

Слитно, как гудок, тяни гласный: ууууу.... "Гудок" не громкий, без напряжения, губы в положении "хоботка". А теперь к гласному [у] прибавь гласный [о]: ууоууоууоуоууо...

А теперь с гласным [а]: ууаууаууаууа...

Затем с гласным [э]: ууэууэууэууэууэ...

Потом с [и]: ууиууиууиууиууи...

И, наконец, с [ы]: ууыууыууыууыууы...

Цель этого упражнения состоит в том, чтобы добиться единого качества звучания всех гласных [о, а, э, и, ы]. Для этого надо стараться оставлять губы все время (и при произнесении других гласных) в положении гласного [у] (ощутимы лишь легкие движения губ и языка).

А теперь гуди, сливая в одну непрерывную линию звучания все шесть гласных: ууоууаууэууиууы.

Все гласные звучат собранно и близко к губам, звук держится "на губах".

Разминка артикуляционного аппарата

Для тренировки артикуляционного аппарата выполняется пластическая гимнастика органов речи.

1. Энергично, но плавно опусти нижнюю челюсть - открой рот. Подними нижнюю челюсть и сомкни рот. Заметь, что подвижной является нижняя челюсть. Повтори 5-6 раз.
2. Выдвинь нижнюю челюсть вперед, верни ее и в первоначальное положение. Повтори 5-6 раз.
3. Отодвинь язык как можно глубже, а затем распрями и коснись им корней нижних зубов; вновь отодвинь язык вглубь и, распрямляя его, коснись кончиком языка корней верхних зубов.
4. Двигая язык внутри рта, коснись кончиком языка сперва левой щеки, потом правой.
5. Сомкнутые губы вытяни вперед в виде "хоботка", затем растяни в сомкнутом состоянии на улыбку. Повтори 5-6 раз.
6. Образовав "хоботок", двигай его последовательно вправо, влево, вниз, затем в обратном направлении. Плавно двигай "хоботок" по кругу.

Все упражнения вначале желательно делать с зеркальцем, движения должны быть медленными и плавными. Повторите 5-6 раз.

Упражнения для выработки дикции

Можно использовать любые скороговорки.

Упражнение № 1.

Произнеси медленно и отчетливо следующие слова на различение гласных звуков.
1. Анна, адрес, автор, астра, алгебра, нас, бал, мак, старт, рука, як, яр, яд, ягода, яма, Аня, Ася, альт, Альбина, Алиса.

2. бок, вот, гость, горе, дождь, дом, зори, кот, комья, лом, мост, соль, лёд, слёзы, счёт, Лёня, тётя.

3. утро, уголь, ум, узы, узник, зуб, лук, шум, клуб, труд, зовут, пишу, утюг, союз, юг, юла, юноша, юродивый, юмор, в среду, в непогоду.

4. был — бил, выл — вил, мыл — Нил, тыл — тина, рысь — рис, пылать — пилить.

5. бы — бэ, вы — вэ, гы — ге, лы — лэ, мы — мэ, ны — нэ, пы — пэ, ры — рэ, ты — тэ, сы — сэ.

Упражнение № 2.

Произнеси следующие фразы с различной интонацией: утверждения, вопроса:
1. Пословица не мимо молвится.
Написано пером, не вырубишь топором.

2. Дружба дружбой, а служба службой.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь

3. Терпенье и труд все перетрут.

Упражнение № 3.
Произнеси на одном выдохе сочетания согласных. Сделай это сперва только артикулируя звуки беззвучно, потом шепотом, и, наконец, отчетливо, громко.
1. Ба — бо — бу — бэ — би — бы
ва — во — ву — вэ — ви — вы
да — до — ду — дэ — ди — ды

2. Па — по — пу — пэ — пи — пы
фа — фо — фу — фэ — фи — фы
та — то — ту — тэ — ти — ты

3. Га — го — гу — гэ — ги — гы
ка — ко — ку — кэ — ки — кы
ха — хо — ху — хэ — хи — хы