Природа страха
Страх черной тенью всегда сопровождал человечество, отчасти менялись только некоторые его сюжеты.
Меньше стали бояться домовых, чертей и приведений, но их место заняли зомби и коварные пришельцы их космоса.
Вот что писали братья Вайнеры в замечательной повести
«Лекарство против страха».
«Мы все предрасположены к этой болезни – естественная реакция наших далеких предков на окружающий мир, таинственный, опасный, непонятный! Мы несем её в своих генах. Но одни воюют со страхом всю жизнь и побеждают, а другие сдаются ему – сразу или постепенно. … Человечество безгранично богато, прекрасно и мудро, и мешает ему быть счастливым только одно – страх».
Таким образом, тема страха оказывает гораздо большее влияние на нашу жизнь, чем это кажется на первый взгляд.
Все мы живем с его вирусами, только у одних болезнь протекает в явной форме, а другим еще предстоит заболеть.
Поэтому я хочу поговорить с Вами об этом явлении, чтобы освободить наше сознание от страха, мешающее нам жить счастливо. Ведь люди чувствительны не столько к разумности,
сколько к устойчивости.
«Если хотите ничего не бояться,
вспомните, что бояться можно
решительно всего»
Сенека Младший.
Можно отметить и классифицировать несколько основных фабул страха. Каждая классификация будет иметь преимущества и недостатки. Просто перечислить тоже не представляет интерес, а вот разобраться от чего это происходит, и как от этого избавиться – это, наверное, самое главное для человека, испытывающего это состояние.
Например:
Клаустрофобия – боязнь замкнутых пространств. Однако бывает и противоположное явление – некоторые люди панически бояться открытых пространств. В тяжелой форме такое заболевание – агрофобия - может приводить к тому, что человек будет целый день сидеть дома, а не получают ли пользователи такую фобию?
Но каждый из нас в той или иной мере боится высоты, а для некоторых это смерти подобно.
Или социофобия – связанная с общественной жизнью.
Это и страх публичных выступлений, и страх многих молодых людей познакомиться на улице.
Нозофобии – страхи заболеть, каким-нибудь заболеванием.
Этот вид навязчивого страха в той или иной мере всегда присутствует в обществе, но особо обостряется и принимает массовый характер во время эпидемий. Страх закрадывается в сердце, человек считает себя слабым и не сопротивляется больше болезни. Исследования психологов и врачей утверждают, что оптимизм и положительный настрой уменьшают риск возникновения простудных заболеваний во время эпидемий гриппа.
Да что их перечислять, нужно обнаружить их и помочь с ними бороться.
Некоторые страхи являются конструктивными – представляющие естественный защитный механизм, помогающий лучше приспособиться к экстремальной ситуации, и патологические.
Последние являются неадекватным ответом на определенный стимул, и приводит к ситуации психического нездоровья.
Вот для решения задач борьбы с патологическими страхами я и пишу этот материал.
Конечно, при возможности я бы рекомендовал обратиться к психологу за помощью.
Но некоторые техники можно делать самому и я их помещу в разделах своих сайтов.
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВНУТРИ НАШЕГО ОРГАНИЗМА, КОГДА МЫ БОИМСЯ?
«Страх заражает так же,
как насморк, и всякий раз
делает из единственного
числа множественное».
Гете.
Наше восприятие мира не пассивный, а очень активный процесс. Мы видим события, людей и факты не объективно и беспристрастно, а сквозь некие очки, фильтры, призмы, которые прихотливо и разнообразно искажают реальность для каждого из нас.
Эту предвзятость, избирательность и произвольную окраску восприятия психологи обозначают термином «установка».
Видеть желаемое вместо действительного, воспринимать реальность в ареоле ожиданий – удивительное человеческое свойство.
В очень многих случаях, когда мы уверены, что поступаем и судим вполне здраво, при зрелом размышлении и пристальном рассмотрении, оказывается, - сработала установка на внушаемость.
Сведения, прошедшие эту мельницу искажающего восприятия, приобретают порой неузнаваемый облик.
Препятствиями на этом пути оказываются, как правило, неуверенность в своих силах, боязнь критики, отсутствие должной решимости.
В результате человек сплошь и рядом не берется за решение задачи на преодоление страха.
Ученые давно установили, что не только наше сознание, но и все наше тело бурно реагирует на опасные ситуации.
Страх может приводить к изменению частоты и силы сердечных сокращений, вызывать потливость, провоцировать желудочно-кишечные расстройства, влиять на деятельность дыхательной системы, вызывая чувство нехватки воздуха, приводить к задержке мочеиспускания или, наоборот, провоцировать непроизвольное выделение мочи, а также вызывать дефекацию.
Вообще следует отметить, что взаимосвязь между эмоцией страха и состоянием внутренних органов многообразна и неоднозначна.
С одной стороны, страх и тревожные мысли неблагоприятно сказываются на работе наших органов, а с другой – нарушения в работе внутренних органов, в свою очередь, могут вызывать приступы страха.
Американский психолог Уильям Джеймс выдвинул гипотезу, что наши эмоции рождаются не в глубинах нашего мозга, а на периферии организма.
Согласно его гипотезе, воздействия внешней среды автоматически вызывают определенные сдвиги во внутреннем состоянии организма, а уже потом мозг присваивает «ярлык» соответствующей эмоции.
По Джеймсу, мы ощущаем радость потому, что смеемся, печальны потому, что плачем, и боимся потому, что дрожим.
Такое заявление на первый взгляд кажется необоснованным, но гипотеза порой находит убедительное подтверждение в жизни.
Не верите? Тогда попробуйте изобразить на лице улыбку, а потом подумать о чем-то страшном. После этого оцените свое состояние. Гарантирую, что ваш страх будет меньше обычного, ибо наше тело не может улыбаться и бояться одновременно: две противоположные эмоции нейтрализуют друг друга.
Автор - Левченко Юрий Николаевич pazzel@imail.ru
У страха много имен
НИЧЕМ не мотивированный страх перед чем-то или чего-то медики действительно относят к разряду фобий.
У людей здоровых это почти всегда вызывает иронию, но на самом деле людей, подверженных тем или иным страхам, очень много.
Объектов, которые вызывают фобии, - сотни, и всем им даны научные названия.
Например,
АГРОФОБИЯ – страх открытых пространств
АЛЕКСИЯ - потеря способности читать
АНАРТРИЯ - утрата членораздельной речи
АКАРОФОБИЯ – страх кожного зуда
АНОНИМИЯ - отрицание наличия имени себя
АУТОФОБИЯ – потеря любимого.
АНЕМОФОБИЯ – страх ветра
БЛЕННОФОБИЯ – страх слизи
БУЛИМИЯ - чрезмерное (болезненное) повышение аппетита
БАЛЛИСТОФОБИЯ – страх ракет
БАРОФОБИЯ – страх земного притяжения
ГЕНОФОБИЯ – страх коленей
ГЕФИРОФОБИЯ – страх мостов
ДОМАТОФОБИЯ – страх домов.
ДЕНДРОФОБИЯ – страх деревьев
ДИЗАРТРИЯ - неспособность к правильной артикуляции речи, смазанная, запинающаяся, "спотыкающаяся" речь
ЗООПАТИЯ - бред в виде кажущегося нахождения на теле какого-либо животного.
ЗООФОБИЯ - навязчивый страх боязни животных, чаще определенного типа
КАЭТОФОБИЯ – страх волос.
КЕНОФОБИЯ – страх пустых комнат.
КАЦЕРОФОБИЯ - навязчивый страх боязни заболевания злокачественным новообразованием
КЛАУСТРОФОБИЯ - навязчивый страх боязни нахождения в закрытых помещениях, замкнутом пространстве
КИОНОФОБИЯ – страх снега.
КЛЕПТОМАНИЯ - (импульсивное воровство) немотивированное влечение к воровству, навязчивое стремление к кражам
КЛЕПТОФОБИЯ - навязчивый страх боязни воров
КЛИМАКТОФОБИЯ - навязчивый страх боязни ходьбы по лестнице
КЛИНОФОБИЯ – страх отхода ко сну.
КИФОФОБИЯ – страх сутулости.
КЛИНОМАНИЯ - навязчивое стремление к лежанию в постели при отсутствии объективных показаний к постельному режиму
КОПРОЛАЛИЯ - импульсивное произношение бранных и нецензурных слов.
ЛАЛОФОБИЯ - навязчивый страх боязни произносить слова в связи с опасением возникновения заикания
ЛОГОФОБИЯ - навязчивый страх боязни нарушения способности произносить нужные слова
МАНИОФОБИЯ - навязчивый страх боязни психического расстройства.
МУТИЗМ - симптомокомплекс, проявляющийся в отказе от речи, немоте при сохранении понимания речи окружающих и отсутствии органических поражений центров речи в головном мозге
НЕКРОФОБИЯ - навязчивый страх боязни трупов и похоронных принадлежностей
НЕОФИЛИЯ - навязчивое влечение к новому, непривычному
НЕОФОБИЯ - навязчивый страх боязни нового (смены работы, окружающей обстановки и т.д.)
НИКТОФОБИЯ - навязчивый страх боязни темноты.
НОЗОФИЛИЯ - идея о наличии того или иного заболевания с вытекающими из нее представлениями о способах лечения и самолечения
НОЗОФОБИЯ - навязчивый страх, выражающийся в боязни заболеть
НОСТОМАНИЯ - (ностопатия) навязчивое или импульсивное стремление возвратится на Родину.
ОСПЕОСИОФОБИЯ - страх человеческих запахов.
ОБСЕССИЯ - навязчивое состояние (явление)
ОЛИГОФАЗИЯ - пониженная речевая активность
ОНИОМАНИЯ - навязчивое влечение делать покупки, не сообразуясь с необходимостью и последствиями.
ОМБРОФОБИЯ – страх дождя.
ОНОМАТОЛОГИЯ - навязчивое повторение отдельных слов
ОНОМАТОМАНИЯ - навязчивое влечение к припоминанию собственных имен, дат, названий предметов, редких слов
ОММАТОФОБИЯ – страх глаз.
ОДОНТОФОБИЯ – страх зубов.
ПОГОФОБИЯ – страх бород.
ПТЕРОНОФОБИЯ – страх перьев.
ПАЛИЛАЛИЯ - расстройство речи в виде многократного повторения отдельных фраз, слов или слогов.
ПЕДИОФОБИЯ – страх детских игрушек.
ПАНОФОБИЯ – страх всех на свете.
РИПОФОБИЯ - боязнь грязи нечистот
СКИОФОБИЯ – страх теней.
СТАСИФОБИЯ – страх вставания.
СКОПОФОБИЯ - боязнь выглядеть смешным
ТАФЕФОБИЯ - боязнь быть погребенным заживо.
ТЕРМОФОБИЯ - боязнь жары.
ФРИГОФОБИЯ – боязнь холода.
ЭККЕСИОФОБИЯ – боязнь церкви.
ЭКЛУОФОБИЯ – страх темноты.
ФЕНГОФОБИЯ – боязнь дневного света.
ЭМИХОФОБИЯ – боязнь царапин.
ХАРПАКСОФОБИЯ – боязнь грабителей.
ХОМИКЛОФОБИЯ – страх тумана.
ЭРГАЗИОФОБИЯ – страх работы.
ЭРЕМОФОБИЯ – боязнь одиночества.
Роль страха
На первый взгляд страх несет мало приятного человеку – он приносит ему огорчения, сковывает активность и даже может вызывать психосоматические болезни.
Разберем ту пользу, которую организм должен изначально извлечь из реакции страха, и посмотрим, в каких случаях страх, безусловно, полезен для человека, а в каких приносит вред.
Во-первых, страх мобилизует силы человека для активной деятельности, что зачастую бывает необходимо в критических ситуациях. Это происходит за счет выделения адреналина в кровь, что приводит к лучшему снабжению мышц кислородом и питательными веществами.
Побледнение кожных покровов и холодок «под ложечкой» при испуге относятся к побочным эффектам – кровь, необходимая в минуту опасности мышцам, отливает от кожи и желудка.
Во-вторых, страх способствует лучшему запоминанию опасных или неприятных событий. И хорошо, когда этот опыт необходим для жизни, но часто бывает, что иллюзия страха мешает адекватно реагировать на жизненные ситуации.
Длительное сохранение в памяти событий, вызвавших когда-то страх, может значительно осложнять жизнь человеку.
Третье важное значение страха – возможность действовать в условиях недостатка информации, когда её не хватает для принятия решения. И вот здесь стратегию поведения диктует страх.
И у людей с сильным типом нервной системы это избыточное реагирование мобилизует силы и рефлексы так необходимые для защиты.
У других снижается давление, от страха «замирает сердце», «перехватывает дыхание», снижается общая активность организма.
Этот тип реакции наблюдается у людей со слабым типом нервной системы, не способных выдержать сильные нагрузки.
Например: сдача экзаменов, переговоры по поводу работы, познакомиться с девушкой и т. д.
И вот в этих случаях им в первую очередь необходимо освоить техники, позволяющие с достоинством выходить из этих трудных ситуациях.
Отрицательное значение страха проявляется гораздо шире, чем положительное.
Страх может держать человека в постоянном напряжении, порождать неуверенность в себе и не позволяет личности реализовывать себя.
Он сковывает активность человека, а в выраженных случаях буквально парализует его.
Оказывается, некоторые люди прямо-таки притягивают к себе криминальные ситуации.
И в практической психологии появился новый раздел – «виктимология» - наука об образе мыслей и поведении людей.
Вспомните, как некоторых людей чаще всего кусают собаки, некоторые женщины чаще других становятся объектом сексуального насилия, некоторые мужчины – жертвами хулиганских нападений и т. д.
Психологи установили, что человек, боящийся преступников, как бы подает им невербальные сигналы, свидетельствующие о страхе. А это моментально считывается теми, кто готовиться к нападению, и выбирают те жертвы, которые наибольшим образом подходят на эту роль.
Вот некоторые невербальные сигналы: напряженная поза, сгорбленные плечи, пугливый взгляд, неуверенный голос и т. п.
И вот еще один совет: если человек, многократно проигрывающий у себя в голове какую-то неблагоприятную для себя ситуацию, фактически составляет для себя своеобразную программу поведения. А это все отражается на его поведении, походке и реакциях.
«В этом мире всегда есть опасность для тех, кто боится»
Бернард Шоу.
«Детектор лжи» - прибор, способный на основании регистрации ряда физиологических функций определить, когда человек лжет, а когда говорит правду.
В Китае более трех тысяч лет назад подозреваемому в преступлении давали съесть горсть сухого не вареного риса.
И справедливо считалось, что только невиновный человек способен выполнить данную процедуру, а у виновного в преступлении все во рту пересохнет от страха.
Принцип работы «детектора лжи» основан на том же, человек, говорящий неправду волнуется, когда его расспрашивают о нем, и боится, что его разоблачат.
Эти волнения и эта боязнь проявляются физиологически как уменьшение сопротивление кожи, изменение ритма дыхания и повышения частоты сердечных сокращений, что и фиксирует прибор.
А как быть с теми людьми, которые только оттого, что их «спрашивают» приходят в волнение, а других обижает недоверие, и они приходят в ярость и это не все случаи встречающие в практике. Вот какое большое поле для ошибок.
Но другие обманывают не сам прибор, а свои реакции на вопросы. Ведь если подавлять реакции и абстрагироваться от вопроса, то можно и избежать нежелательных эмоций.
Эффективнее бороться с «детектором лжи» - это притворные эмоции на незначительные раздражители. Достаточно подумать о чем-либо, вызывающем ярость или сексуальные чувства.
Такое многообразие влияния «страхов» на нашу жизнь, что можно сказать, что это одна из основных эмоций сопровождающих человека по жизни.
И нам важно научиться владеть ситуацией, а не чтобы ситуация диктовала нам условия нашей жизни. И что вполне реально и нужно каждому, даже самому самоуверенному человеку.
Автор - Левченко Юрий Николаевич pazzel@imail.ru
Стимул-реакция
Человеческий опыт состоит из взаимодействия внешних стимулов и эмоциональных внутренних процессов.
Прежде всего, нужно, понять как вы сами или другие люди отражают в своем сознании окружающий мир.
Как они воспринимают все его многообразие и рисуют в своем воображении карты и схемы этого реального мира.
Люди воспринимают реальность с помощью органов чувств,
так что в основе нашего представления о мире лежит сенсорная информация.
Ощущения постепенно объединяются в образы, образы связываются между собой в единые представления об отдельных фрагментах окружающей действительности.
Так в сознании возникает модель мира, с помощью которой человек понимает его устройство и живет в нем.
В этой модели, помимо образов, ощущений и чувств, определяемых реальностью, есть также логические образы фактов, знания, опыт и мысли.
В сущности, модель мира – это сокращенное и упрощенное отражение всей суммы представлений данного человека о реальности в рамках конкретной общественной структуры.
Однако далеко не вся сенсорная информация облекается в слова, ибо при ретрансляции опыта в нервной системе существуют своеобразные фильтры, представленные рядом ограничений: нейрофизиологическими, социальными, культурными, индивидуальными.
Все типы ограничений в модели мира приводят к тому, что использующий ее субъект оказывается стесненным в выборе своих действий и реакций на реальный мир.
Его поведение напоминает неуверенные шаги слабо видящего и плохо слышащего человека в постоянно изменяющейся ситуации подлинного мира.
Задача психолога состоит в том, чтобы расширить и дополнить имеющуюся у клиента модель таким образом, чтобы тот увидел новые возможности выбора, избавился от своей фобии, решил проблему «тупика», раскрыл те ресурсы что имеет.
Более того, все это дает ключ к пониманию поведения, которое может показаться нам странным или неуместным и главное изменить его.
Мы поймем реакции человека, если сможем увидеть поведение индивидуума в его модели видения мира.
И тогда сможем корректировать опыт и поступки человека.
А в итоге у него станет богаче модель мира, и это даст ему большую возможность выбора.
Фобии – весьма специфические примеры того, как внешний стимул запускает внутренние процессы в модели мира человека, вызывающие в итоге нежелательные переживания.
Например:
Женщина может посмотреть вниз с высоты, почувствовать себя падающей и быть охваченной ужасом.
И её пугает не просто смотреть с высоты вниз, а то чувство, которое возникло.
Не падает же она на самом деле.
Но фобии вызываются не только внешними переживаниями, они могут возникнуть и из-за воображаемых образов, звуков или чувств, а так же ощущений.
Для человека с фобией змей даже подумать о прикосновении к змее вызовет реакцию, во многом похожую на ту, которая возникла бы при контакте с реальной змеёй.
Другие люди могут вызывать внутри себя, даже без внешнего влияния, эмоциональное состояние, как желаемое так и не желательное.
Психолог не исследует ценности и резоны клиента, не пытается их обсуждать или пересматривать, он стремится лишь к углубленному пониманию и сопереживанию.
Человек всегда нацелен вперед, к росту и развитию, и задача психолога – поддерживать это стремление к самоактуализации, все большей независимости и свободе.
Психолог способствует самостоятельности в принятии решений, пробуждает чувство ответственности, при этом он не столько компетентен или умел, сколько личностно причастен к процессу трансформации и роста человека.
Создание личности – это центр постоянно изменяющейся сферы опыта, мира индивидуального восприятия, которое есть мера всех вещей.
Психолог помогает клиенту изменить свои реакции на внешние или внутренние стимулы, снимая негативную проблему.
Часто новая реакция на старый стимул может произвести столь глубокое изменение, что все жизненные переживания человека в значительной степени улучшаются.
Стимул – реакция, это как бы наша привычка, часто облегчающая нашу жизнь.
Например:
Звонок телефона – желание подойти к нему, но эта связь прерывается, если вы в офисе начальника или в гостях.
Или попробуйте не реагировать, если вам кто-то протягивает руку для пожатия.
Процесс понимания и изучения языка так же связан со связкой стимул-реакция.
Слово не имеет смысла само по себе, так и незнакомый язык не передает нам значений.
Это просто звуки, организованные в определенной последовательности со специфическими интонациями, становятся значимыми, когда они ассоциируются с определенным чувственным опытом.
Как маленький ребенок сталкивается со словом «собака» - он видит реального пса, дотрагивается до него, чувствует его запах, слышит лай.
И вот теперь при упоминании собаки, ребенок ощущает ее присутствие.
Вам же хотел задать следующее упражнение.
Что Вы представляете и чувствуете при упоминании слов:
СПОКОЙНЫЙ, КОМФОРТ, ЛЮБОПЫТСТВО, ИНТЕРЕС, ПЕЧАЛЬНЫЙ, СЧАСТЛИВЫЙ.
Запишите эти слова на бумаге, потом на досуге не спеша слово за словом, займитесь тем, что определите с какими внутренними состояниями и воображаемыми картинами они связаны для Вас.
И тоже запишите эти ощущения для каждого понятия отдельно. Потратьте на это недельку, но постарайтесь более полно описать эти воззрения.
Это пригодится как в жизни, так и для тех упражнений, что я опубликую, или при индивидуальной встрече для решения многих Ваших проблем.
Почти каждый человек в нашей культуре и в своем жизненном опыте переживает времена, с которыми необходимо справиться и преодолеть разные удары судьбы.
Важно, что одни люди могут пройти эти периоды изменения довольно легко, переживая эти моменты как время интенсивной энергии и творчества.
Другие же, сталкиваясь с подобными же обстоятельствами, переживают их как время ужаса и боли.
И если эти периоды затягиваются, то для них становиться первичной заботой простое выживание.
И вот если уловить эту разницу для двух групп людей, то вторые обретут надежду.
Мне видится разница между этими людьми, прежде всего в том, что те, которые справляются эффективно и творчески с проблемными ситуациями – это люди, которые обладают богатым представлением (моделью) своей ситуации.
И это позволяет им находить широкий спектр возможностей в выборе своих действий.
Вторая же группа воспринимает себя как имеющих не большой выбор, и малые возможности, которые они находят, и видятся они им не привлекательными.
И основное различие следует, прежде всего, из различия в полноте и возможностях их моделей.
Нужно обратить внимание на то, что те люди, которые причиняют себе боль и страдания, не плохи, они не сумасшедшие и не больные.
Они фактически делают лучшие выборы, и с большей выдумкой и творчеством, но в доступных им рамках их особой модели.
Трудность состоит не в том, что они делают плохой выбор, а в том, что у них нет достаточного выбора.
И на следующих страницах мы займемся тем, что будем искать пути расширение рамок таких неудобных и проблемных моделей.
При индивидуальном приеме, прежде всего, учитывается личностная особенность и та проблема, с которой сталкивается данный человек.
Ассоциация и диссоциация
Трудно учиться на собственных ошибках, если мы ассоциированы с этими ошибочными ситуациями.
Мы получаем в них сильные неприятные ощущения и выпрыгиваем обратно в настоящее.
Вот почему фобии оказываются такими стойкими – ощущения настолько интенсивны и неприятны, что почти невозможно вернуться назад и переоценить первоначальную ситуацию.
НЛП может лечить фобии довольно таки быстро, используя диссоциацию для смягчения переживания, получения возможности извлечь из него урок на будущее.
Ассоциация и диссоциация – это способы существования.
Когда вы вовлечены в ситуацию, получая от нее удовольствие, вы оказываетесь ассоциированными.
Когда вы задумчивы – вы диссоциированы.
Диссоциация защищает нас от ударов и травм, мы просто «отсутствуем».
Ассоциация не может быть лучше или хуже диссоциации, все зависит от того, что вы хотите.
Выбор между ассоциированным и диссоциированным воспоминанием представляет огромную свободу в закреплении того или иного эмоционального состояния.
Когда вы вспоминаете приятную ситуацию, ассоциируйтесь с ней. Тогда вы получите связанные с ней приятные ощущения.
Когда же вам в голову приходит неприятная ситуация, диссициируйтесь.
Тогда у вас появиться возможность держаться от нее на расстоянии и извлечь из нее урок.
Самое важное различие заключается в том, что, когда вы ассоциированы, вы получаете ощущения этой ситуации.
Когда же вы диссоциированы, вы автоматически снижаете интенсивность этих ощущений.
Подумайте о печальном переживании – о том, когда вы были расстроены, или получили серьезную травму. Обратите внимание, как вы видите себя в этой ситуации: как на экране кино или же находитесь внутри этого события?
Теперь постарайтесь диссоциироваться, если вы находитесь внутри картины, как бы мысленно выйдите из своего тела, продолжая наблюдать.
И спросите себя: «Чему я могу научиться на этом опыте?»
Теперь я представлю схему техники этого опыта, которую обычно провожу на занятии с клиентами.
· Диссоциируйте самого себя, представьте себя в трех различных местах: на экране, в зрительном зале и в будке киномеханика.
· Вы видите себя, что «вы зритель» и смотрите на экран, и видите картинку «понимания и комфорта». Закройте глаза и представьте себе, что вы сидите в зрительном зале и видите себя на экране этого кинотеатра.
· А теперь, если как бы «выйдите» из своего тела и посмотрите на это со стороны, как в кинотеатре из будки киномеханика. Мысленно поднимитесь в будку кинотеатра. Посмотрите на себя в кресле зала, который смотрит фильм про себя.
· После этого просмотра, спуститесь из будки к «себе зрителю» и поделитесь чувством сопереживания, понимания и комфорта, которых так недостает ему.
И постарайтесь утешить «его», и только вы единственный в мире, кто точно знает, как его можно утешить и успокоить. И то, что происходило с ним, больше никогда не повториться.
· А на экране у вас есть тот ресурс, который вы имели, и можете иметь в будущем. И утешайте до тех пор, пока не убедитесь, что вашему «я зрителю» - стало легче и спокойнее
· И как только вы это почувствовали, прокрутите этот фильм в цветном изображении назад, участвуя во всех ваших трех ролях. И попробуйте вновь проделать это еще пару раз: просмотр, утешение и перемотку.
· Четко представьте себя во всех этих трех моментах по очереди и закрепите это состояние.
И вы получите мощный якорь комфорта, защиты и безопасности, и почувствуете себя комфортно.
Нужно только вспомнить, что видел, слышал и чувствовал в этом упражнении, когда вам становиться неуютно.
Это такое время, когда себя чувствуешь под защитой, и необходимо ассоциироваться с этим временем, тогда почувствуешь себя в безопасности.
И когда задействован этот якорь комфорта, визуализируйте себя «за рамкой» - в том времени, когда не было этих травматических переживаний.
И эту диссоциацию закрепите якорем, поместив эту картинку на стенку, как на экран.